09.11.2021
В условиях интенсивного дорожного движения по-прежнему вызывает тревогу состояние детского дорожно-транспортного травматизма, основными причинами которого являются недостаточное знание детьми элементарных правил дорожного движения и неумение ориентироваться в конкретной дорожной ситуации, т. е. неумение применять теорию на практике. Только мы все вместе можем уберечь детей от опасностей, которые подстерегают на дороге. Роль семьи в воспитании детей трудно переоценить. Воспитать грамотного пешехода, обучить детей ПДД невозможно без помощи родителей, ведь именно они являются непосредственными и непререкаемые образцами поведения. От родителей, бабушек и дедушек зависит, как дети в дальнейшем будут вести себя в качестве пешеходов.
Как спасти детей от смерти и увечья на дорогах? Нет на свете родителей, которые не хотели бы уберечь ребенка от несчастного случая. Но, к сожалению, далеко не все знают, как это сделать.
Анализ статистических данных показал, что 95% наездов на детей происходит в 30 одних и тех же повторяющихся, типичных ситуациях. Существует всего лишь 30 ситуаций-"ловушек", которые до сих пор не умеют распознавать и прогнозировать ни дети, ни водители, ни родители. Но жизнь все равно диктует нам эту необходимость.
Совершаемые детьми ошибки часто повторяются потому, что лишь одна из 200 ошибок "наказывается" испугом. Остальные 199 невольно закрепляются в сознании ребенка как допустимые или даже правильные действия. Таким образом, формируются и закрепляются ложные и опасные навыки и привычки. В среднем из 400 ошибок одна ведет к гибели или серьезной травме под колесами. Но даже такое соотношение приводит к высокому уровню детского дорожно-транспортного травматизма. Достаточно сказать, что только за 5 лет на дорогах Тюменской области погибли 163 ребенка и около 2000 ранены.
Дети, не усвоившие понятия о скрытых опасностях на дороге, практически ежедневно '"ставят эксперимент на себе". Происходящие же с ними ДТП очень часто воспринимаются и оцениваются и родителями, и самими детьми, да и учителями тоже, как несчастные случаи. Многие склонны рассматривать ДТП как некую случайность: "Если бы пешеход был чуточку быстрее, а автомобиль ехал бы чуточку правее и медленнее, то..." и т.д.
Но если знания и навыки детей, к сожалению, действительно во многом зависят от случайных факторов, то попадание в ДТП по этой причине уже следует рассматривать как явление закономерное, как следствие совершения конкретных ошибок, отсутствие предвидения, опыта, неумение принимать правильные решения, опасной самонадеянности. В конечном счете, причина ДТП - незнание ПДД и отсутствие необходимых навыков поведения на дороге. Случайных ДТП не бывает!
Знание ПДД, по мнению специалистов, обеспечивает ребенку лишь около 10% необходимой безопасности. Остальное достигается лишь при помощи умения прогнозировать опасность на дороге и действовать адекватно обстановке. Обучить детей этому умению - задача, возложенная, в первую очередь, на родителей. А помочь в этом может ситуационный минимум к программе "Безопасность детей на улицах и дорогах", разработанный центром "Социальная технология", сотрудниками ГИБДД и образования. "Ситуационный минимум" существует уже 10 лет, но вот используется он далеко не всегда и не всеми. Тогда как данный опыт работы развитых стран и г. Москвы достоин самого широкого распространения. Для формирования у населения ситуационной транспортной культуры каждый родитель должен овладеть знаниями о типичных дорожных ситуациях-"ловушках", в которые попадают дети на дороге, и о глубинных причинах этих ошибок. Путем опроса своих детей по ситуационному вопроснику убедиться, что дети не умеют распознавать многие опасности на дороге; поставить перед собой и постоянно реализовывать задачу тренировки у себя и своих детей навыков распознавания и предвидения дорожных ситуаций в процессе движения с детьми по улицам.