12.11.2021
Конфликты в семье неизбежны даже при самых хороших отношениях и дело
вовсе не в том, чтобы их
избегать или стараться замять, а в том, чтобы правильно их разрешать.
Неконструктивные
способы решения конфликтов:
1)
«Выигрывает родитель». Сами того не замечая, родители показывают детям
сомнительный пример поведения «всегда добивайся того, что ты хочешь, не
считаясь с желаниями другого». Есть и другой вариант этого способа — мягко, но
настойчиво требовать от ребенка выполнения своего желания. Часто это сопровождается
объяснениями, с которыми ребенок в конце концов соглашается. При таком
раскладе, ребенок усваивает правило: «Мои личные интересы (желания,
потребности) не в счет, все равно придется делать то, что хотят и требуют
родители». В обоих случаях у детей накапливается озлобление и обида, их
отношения с родителями нельзя назвать близкими, доверительными.
2)
«Выигрывает только ребенок». В этих случаях дети растут эгоистами, не
приученными к порядку, не умеющими себя организовывать.
Конструктивный способ разрешения конфликтов: «Выигрывают обе стороны: и
родитель, и ребенок». Этот способ основывается на навыках активного слушания и
«Я-сообщений».
Шаг 1:
Прояснение конфликтной ситуации.
Сначала
родитель выслушивает ребенка. Уточняет, в чем состоит проблема, а именно: что
он хочет или не хочет, что ему нужно или важно, что его затрудняет и т.д.
Делает он это в стиле активного слушания, то есть обязательно озвучивает
желание, потребность или затруднение ребенка. После этого он говорит о своем
желании или проблеме, используя форму «Я-сообщения». Важно, что начинать надо
именно с выслушивания!
Шаг 2:
Сбор предложений.
Этот этап
начинается с вопроса: «Как же нам быть?». Дать возможность ребенку первому
предложить решение (или решения) и только затем предлагать свои варианты. При
этом ни одно, даже самое неподходящее, с вашей точки зрения, предложение не
отвергается с места.
Шаг 3:
Оценка предложений и выбор наиболее приемлемого.
На этом
этапе происходит совместное обсуждение предложений. «Стороны» к этому времени уже
знают интересы друг друга, и предыдущие шаги помогают создать атмосферу
взаимного уважения. Если в выборе лучшего решения участвуют несколько человек,
то лучшим считается то, которое было выбрано единодушно.
Шаг 4:
Детализация принятого решения.
Научить
ребенка (пользоваться будильником/ разогревать завтрак/ собираться в школу).
Шаг 5:
Выполнение решения, проверка.
Не пеняйте
ребенку при каждой неудаче. Лучше подождать несколько дней. В удобный момент,
когда есть время и у ребенка, и у вас и никто не раздражен, спросите: «Ну как у
тебя идут дела? Получается ли?».
Почему
конфликты лучше решать именно таким методом?
1) Каждый
участник выслушан
2) Каждый
вник в положение другого
3) Между
«сторонами» не возникает ни раздражения, ни обиды, напротив, сохраняется
атмосфера дружеских отношений
4) Всем
предоставляется возможность осознать свои истинные желания
А
как насчет дисциплины?
Как найти
пути к бесконфликтной дисциплине ребенка?
Правило 1.
Правила (ограничения, требования, запреты) обязательно должны быть в жизни
каждого ребенка.
Правило 2.
Правил (ограничений, требований, запретов) не должно быть слишком много, и они
должны быть гибкими.
Образ
четырех цветовых зон поведения ребенка:
1) в
зеленую зону помещаем все то, что разрешается делать ребенку по его собственному
усмотрению или желанию.
2) Действия
ребенка, в которых ему предоставляется относительная свобода, находятся в
желтой зоне. Он может решать сам, но при условии соблюдения некоторых правил.
Именно здесь ребенок приучается к внутренней дисциплине.
3) в
оранжевой зоне находятся такие действия ребенка, которые в общем нами не
приветствуются, но в виду особых обстоятельств допускаются.
4) в
красной зоне находятся действия ребенка, неприемлемые ни при каких
обстоятельствах.
Правило 3.
Родительские требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими
потребностями ребенка.
Правило 4.
Правила (ограничения, требования, запреты) должны быть согласованы взрослыми
между собой.
Правило 5.
Тон, в котором сообщается требование или запрет, должен быть скорее
дружественно-разъяснительным, чем повелительным.
Объяснение
должно быть коротким и повторяться один раз. Предложение, в котором вы говорите
о правиле лучше строить в безличной форме.
Правило 6.
Наказывать ребенка лучше, лишая его хорошего, чем делая ему плохое.
Совет —
придумайте несколько занятий с ребенком или несколько семейных дел, традиций,
которые будут создавать зону радости (семейный просмотр мультиков по выходным/
настольные игры по вечерам несколько дней в неделю/ походы). Сделайте некоторые
из этих занятий или дел регулярными, чтобы ребенок ждал их и знал, что они
наступят обязательно, если он не сделает чего-то очень плохого.
Про
«трудных» детей: «В
число «трудных» детей обычно попадают дети не «худшие», а особенно
чувствительные и ранимые. «Трудный» ребенок нуждается только в помощи — и ни в
коем случае не в критике и наказаниях».
Главные
усилия надо направить на то, чтобы переключать свои отрицательные эмоции
(раздражение, гнев, обиду, отчаяние) на конструктивные действия. Да, в каком-то
смысле придется менять себя.
Важно
знать: вначале, при первых ваших попытках улучшить взаимоотношения, ребенок
может усилить свое плохое поведение!
Рекомендуемая
литература:
«Общаться с
ребёнком. Как?» - автор: Ю. Б. Гиппенрейтер.