17.12.2021
Всестороннее гармоническое развитие детской личности требует единства,
согласованности всей системы воспитательно-образовательных воздействий взрослых
на ребенка. Роль семьи в создании такой согласованной системы трудно
переоценить, ведь именно в семье дети получают первые уроки нравственности,
формируется их характер.
Семья играет важнейшую роль в эмоциональном, моральном развитии детей,
формировании навыков и привычек поведения, чувств и представлений, начал
гуманизма, трудолюбия, коллективизма, гражданственности. Вся атмосфера семейной
жизни, уклад семьи оставляют неизгладимый след в личности ребёнка.
Ещё Н.К.Крупская писала: «Если члены семьи люди отзывчивые, чуткие, если у
них широкие общественные интересы, если труд соединяет семью в дружный союз,
семья будет иметь хорошее влияние на ребёнка».
Необходимо систематически напоминать родителям об их важнейшей роли во
всестороннем развитии личности их ребёнка:
- Именно
родители: воспитывать труженика, доброго человека, активного общественного
деятеля.
- Хорошая,
здоровая обстановка жизни ребёнка в семье, дружеские взаимоотношения
родителей, их честный труд, личный моральный пример – главный метод и важнейшее
условие правильного воспитания детей в семье.
- Физическое
воспитание детей – важнейшая обязанность родителей. Родители обеспечивают
детей питанием, одеждой, обувью, приучают их заниматься физкультурой,
укрепляют здоровье детей в разнообразном труде, создают
культурно-гигиеническую обстановку жизни детей в семье.
- Важнейшей
задачей родителей является трудовое воспитание детей через участие в
домашнем и учебном труде, в общественно-полезной работе, в
производительном труде, это особенно ценно, если дети приучены
преодолевать трудности.
- Семья
представляет собой хорошо организованный трудовой коллектив близких,
родных людей. Она и детей должна воспитывать в духе коллективизма, доброты
и взаимной помощи, дружбы и товарищества. Развитие у детей доброты, честности,
правдивости, скоромности, требовательности к себе и другим, сильной воли,
твердого характера – очень важная задача родителей в нравственном
воспитании детей.
- Вместе
с учителем, классным руководителем родители определяют режим дня школьника
и настойчиво проводят его в жизнь. Распорядок труда и отдыха детей
устанавливается с учетом особенностей их возраста, индивидуальных качеств,
условий учебной работы в школе, состояния здоровья. Очень важно умение
родителей контролировать выполнение детьми режима дня.
- Важнейшей
задачей родителей является умственное воспитание детей, т.е. развитие
познавательных способностей, расширение кругозора, развитие
наблюдательности, речи, мышления, формирование убеждений и взглядов.
Особую задачу родители должны проявлять об улучшении успеваемости детей, о
приобретении детьми прочных и глубоких знаний, практических навыков.
- Родители
должны постоянно следить за тем, что и как дети читают, какие кинокартины
смотрят, умеют ли пересказать прочитанное или просмотренное, оценить книгу,
спектакль, проявляя нетерпимость к плохому и отжившему, заимствуя хорошие
примеры и образцы.
- Родители
должны интересоваться и общественной работой детей, следить за ростом и
изменением интересов и привычек детей.
- Очень
важно в условиях семейного воспитания развивать у детей художественный
вкус, приучать любить искусство, природу, жизнь, видеть красоту в труде.
Главное же – бороться за нравственную красоту самого человека.
- Родители
создают в семье трудовые семейные традиции, соблюдают хорошие семейные обычаи,
приучая детей соблюдать и продолжать их. Хорошие традиции укрепляют
семейный коллектив.
- Нельзя
допускать противоречий и споров родителей при детях о методах воспитания,
о средствах наказания и т.п. в вопросах воспитания должны действовать
согласованно.
- Родители
должны видеть в школе своего друга и руководителя, помогать во всем школе,
учителю. Есть случаи, когда родители критикуют школу при детях. Свои
замечания по улучшению обучения и воспитания детей следует высказывать
только учителям и руководителям школ в тактичной форме на собраниях и в
индивидуальных беседах. Дети тогда и сами будут лучше учиться и трудиться.
- Очень
важно родителям постоянно приобретать и расширять свои педагогические
знания и умения, учиться искусству воспитания.
Взаимодействие школы и семьи должны иметь характер воспитательного союза, в
котором обе стороны уважают друг друга, хорошо осознают особенность каждой и
стремятся творчески соединить свои усилия в совместной педагогической
деятельности.